Стартер 2107 – электродвигатель постоянного тока
Стартер 2107 – четырехполюсной, четырехщеточный электрический двигатель, работающий от постоянного тока. На автомобильном двигателе стартер устанавливается с левой стороны и крепится к картеру сцепления тремя болтами. В зависимости от комплектации автомобиля, на нем могут быть установлены стартеры для автомобилей типа 5722.3708 или 4216.3708-2.
Устройство стартера
Конструкция стартера – корпус, якорь с обгонной муфтой и шестерней привода, тяговое электромагнитное реле и две крышки. Корпус и обе крышки стягиваются в одно целое двумя длинными шпильками, которые проходят внутри и изолированы с помощью пластмассовых трубок от обмоток стартера. Между корпусом и стартера 2107 и передней крышкой устанавливается перегородка с уплотнительными резиновыми кольцами.
Якорь состоит из коллектора, сердечника с обмоткой и вала, который вращается в меднографитовых или бронзографитовых втулках, впрессованных с обеих сторон крышек стартера. Спереди на валу стартера установлена шестерня привода, соединенная жестко с поводковым кольцом и ступицей обгонной роликовой муфты. Ее перемещение ограничивается стопорным кольцом. Изнутри на поверхности ступицы сделаны винтовые шлицы – во время работы они входят в зацепление со шлицами вала. Поводковое кольцо имеет проточку, куда заходят втулки, размещенные на краях вилки рычага привода. Другой конец рычага закреплен со штоком электромагнитного втягивающего реле, которое, в свою очередь, крепится тремя винтами к передней крышке стартера. Между собой разные модели стартеров 2107 различаются наличием планетарного редуктора.
Щеткодержатель устанавливается в задней части стартера, щетки у него четыре – две положительные, полностью изолированные от корпуса, и две отрицательные, замкнутые на корпус. К коллектору якоря щетки прижимаются пружинами.
Принцип работы
Запуск втягивающего электромагнитного реле осуществляется посредством реле включения, расположенного в отсеке двигателя на правом брызговике машины. При этом возможны некоторые модификации автомобиля 2107, в которых реле включения стартеров отсутствует. Втягивающее электромагнитное реле служит для входа в зацепление шестерни привода стартера с венцом маховика, а также для замыкания электрической цепи обмоток статора и якоря – специально для этого в крышке установлены контактные болты, один из которых соединяется с положительной клеммой аккумулятора, а второй с обмоткой реле и обмоткой статора. При повороте ключа в замке зажигания происходит замыкание электрической цепи, возникает магнитное поле и втягивает якорь. Контактная пластина замыкает болты, а шток действует на рычаг привода, который начинает перемещать шестерню пока она не войдет в зацепление с венцом маховиком коленчатого вала. Через замкнутые контакты проходит напряжение питания якоря и статора.
Вследствие взаимодействия магнитных полей якорь стартера 2107 начинает вращаться вместе с наружным кольцом и ступицей. При этом происходит расклинивание между внутренним и наружным кольцами роликов обгонной муфты. Крутящий момент передается через шестерню и муфту от вала к венцу маховика.
После запуска двигателя 2107 частота вращения шестерни может быть больше, нежели у вала якоря. Происходит расклинивание роликов муфты и на вал якоря от маховика крутящий момент не передается. Как только ключ зажигания возвращается в положение I, электрическая цепь размыкается и стартер 2107 прекращает вращаться. Под действием возвратной пружины якорь возвращается в первоначальное положение, контакты размыкаются и шестерня выходит из зацепления. Также не забывайте совершать ремонт генераторов и стартеров во время, чтобы не возникло проблем с запуском автомобился.
Смотрите также: